Выпускники разных лет в своих воспоминаниях часто отмечают особенную атмосферу на уроках теоретического отделения, способствующую развитию творческих способностей и широкого кругозора, познанию творческого «Я» каждого учащегося. Прежде всего, это проявляется в сотворчестве педагогов-музыковедов и учеников. Педагоги теоретического отделения школы им. А.Жубанова вносят свои собственные идеи, определяют личностное видение проблемы, оригинальные способы решения поставленных задач, исходя из возможностей учащихся, уровня их общей и музыкальной культуры, условий проведения занятий и др.
К числу профессионально значимых качеств и свойств педагогов-теоретиков относится умение общаться на высоком творческом уровне с детьми в целом, и с каждым ребенком в отдельности. Проблема общения здесь является одной из ключевых в музыкально-педагогическом процессе. Теоретические предметы располагают специфическими возможностями для создания духовной атмосферы во время занятия, поскольку особым субъектом общения служит произведение, творчество, эпоха. Отсюда, каждый специалист отделения видит этот смысл и специфику музыкальнопедагогического общения на теоретических занятиях, заключающийся в постижении художественного «Я».
Понимая важность функционирования теоретического отделения, отвечающего за музыкальную грамотность учащихся, академик-музыковед, профессор А.К.Жубанов и первый директор школы Т.М.Узбеков содействовали созданию сильной команды преподавателей по теоретическим дисциплинам. В 1964 году отделение еще не имело своего специализированного статуса, тем не менее, Т.М.Узбековым был основан сильный «костяк» из педагогов, только закончивших консерваторию и уже имевших опыт работы в системе музыкального образования. Валерией Ивановной Мавриди – заместителем директора по музыкальной работе, первой заведующей отделением – была организована учебная, научно-методическая работа, тем самым доказана необходимость самостоятельности подразделения. В состав педагогов того времени входили М.П.Сабитова, Г.Н.Зубкова, Г.В.Анашкина, Э.И.Коноплева, Л.А.Воронова, С.А.Кузембаева, Н.Н.Салник.
В 1966 году теоретическое отделение приобрело самостоятельный статус, на базе которого стали выпускаться специалисты-теоретики, музыковеды. Первый выпуск учащихсятеоретиков состоялся в 1969–1970 учебном году: Т.Егинбаева – ныне профессор КазНУИ, кандидат искусствоведения, С.Естемесова – кандидат педагогических наук, Д.Омарова – преподаватель в музыкальном колледже им. П.И.Чайковского, Н.Малкарова.
В последующие годы отделение периодически пополнялось новыми педагогами, внесшими большой вклад в обучение учащихся и с любовью передающих свои знания юному поколению. В памяти благодарных выпускников уроки Л.А.Жуйковой, А.В.Мелькова, В.А.Писмаревой, Л.Г.Павловой, В.В.Миненко, Е.М.Лебель, О.К.Шашковой, Т.К.Егинбаевой, М.А.Диканбаевой, А.Е.Байгаскиной, Т.М.Сапаргалиевой, А.С.Кетегеновой, Л.П.Игнатенко, А.С.Карамендиной, П.Ш.Шегебаева, Д.А.Ахметбековой, А.А.Зобковой, Г.Б.Кундакбаевой, А.С.Курманбаевой, Л.О.Корбань, М.Б.Иргалиевой. Важная составная часть в работе перечисленных выше педагогов – это любовь к детям. Каким бы высокопрофессиональным ни был педагог, без доверия, без особой формы отношений, разбудить в детях искру и не дать «остыть» творчески – это невозможно.
На теоретическом отделении в 80–90-е годы сложилось много хороших традиций, интересных начинаний, которые сохранились до сих пор: походы в оперный театр, а нашим малышам перед новым годом обязательно показывают волшебную сказку – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». Проводило отделение и «Музыкальные пятницы» – тематические лекции-концерты и обязательный концерт с призами и подарками «Первые шаги», где маленькие музыканты впервые в своей жизни выступали на большой сцене. Один раз в месяц выходила музыкальная газета «Камертон», где ребята рассказывали о своих поездках, встречах с интересными людьми, делились мнениями об услышанной музыке, спорили.
С появлением в 1993 году Международного конкурса-фестиваля им. А.Жубанова появились новые формы работы, существующие и в настоящее время: пресс-центр, интервью с участниками и членами жюри, информационные стенды с фотографиями и отзывами гостей фестиваля, памятные альбомы.
На отделении организовывались теоретические конкурсы и олимпиады. Ведущие педагоги консерватории читали лекции, была налажена связь и с музыкальным колледжем им. П.И.Чайковского.
Результатом полувековой истории теоретического отделения стало большое количество выпускников, ныне работающих педагогами, специалистами научных, культурных сфер деятельности: А.Бердыбай – старший преподаватель КНК им. Курмангазы, магистр искусствоведения, А.Сабырова – доцент КНК им. Курмангазы, Г.Кантарбаева – доцент КазНАИ им. Т.Жургенова, кандидат искусствоведения, С.Темиргалиева – преподаватель музыкального колледжа в г. Жезказган, Д.Бахтыгалиева – кандидат искусствоведения, редактор на телевидении, Д.Калимова – ведущая на телеканалах Казахстана.
Уже стало традицией, что лучшие выпускники отделения, закончившие высшие учебные заведения, возвращались в родную школу уже в качестве преподавателей: П.Ш.Шегебаев – профессор, декан факультета музыки КазНУИ, Б.Далденбай – Заслуженный деятель РК, доцент КНК им. Курмангазы, А.Абдинуров – преподаватель кафедры композиции и оперно-симфонического дирижирования в КазНУИ. В разные годы они преподавали музыкально-теоретические дисциплины на отделении. Е.М.Лебель М.А. Диканбаева Г.Н. Зубкова.
Действующий состав теоретического отделения – Отличник образования РК О.К.Шашкова, проработавшая в школе более 30 лет; выпускники школы: Стамбек Разия Закировна. За заслуги в области образования она награждена медалью Министерства образования и науки «Ы.Алтынсарин», Р.Б.Кукумбаева, З.А.Турбекова, А.С.Таныбекова, А.М.Бекжигитова, М.Б.Сембаева, М.М.Шегирова, преподаватели отделения – Ж.Е.Назарбаева, Г.А.Рысдаулетова, Г.И.Мурзагалиева, Л.Бейсенова, В.Ш.Шукенова.
Сегодня показатель работы теоретического отделения – это не только открытые уроки, методические сообщения, освещение проводимых в школе республиканских и международных конкурсов, но и организация работы по обработке, переводу и написанию на казахском языке учебного материала в помощь будущему подрастающему поколению казахстанских музыкантов. Так, в 2009 г. педагогами З.А.Турбековой и Р.С.Турабаевой была подготовлена учебная программа по мировой музыкальной литературе «Әлемдік музыка әдебиетінің бағдарламасы», в 2014 г. педагогами З.А.Турбековой, Е.К.Кабдуллиным М.М.Шегировой и Т.Жармухамет было подготовлено учебное пособие по музыкальной литературе для 4–6 классов «4–6 сыныптарға арналған музыка әдебиеті оқу құралы».
Одним из итогов неустанной научно-творческой, педагогической работы отделения является регулярный выпуск специалистов-теоретиков, активно участвующих в олимпиадах и конкурсах разного уровня. Из достижений последних лет –победа обладателей лауреатских премий Международном конкурсе в г.Астане в 2017 г. учащихся класса преподавателя отделения Рысдаулетовой Г.А.
Теоретики нового времени учат детей ориентироваться в пространстве искусства, правильно организовывать познавательную деятельность, особенно тесно связанную с анализом произведения, композицией; формулировать свои мысли, не бояться экспериментировать в творчестве, исследовать, искать.
Современный музыковед-педагог школы им. А.Жубанова, наряду с традиционными задачами, направленными на развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти с применением современных методов обучения, решает задачи, связанные с развитием у учащегося творческого мышления, коммуникативности, артистизма, организаторских способностей.
Преподаватели теоретического отделения – постоянные участники республиканских и международных научно-практических конференций в системе культуры и образования, слушатели курсов повышения квалификации, семинаров, концертов традиционной, классической, джазовой музыки. На базе отделения, в рамках 55-летнего юбилея школы, педагогамитеоретиками организована республиканская научно-практическая конференция «Казахское музыкальное искусство в контексте прошлого и настоящего», посвященная актуальным проблемам в области музыкального образования Казахстана.
Крепкая материальная база школы, высокопрофессиональный состав педагогов, их стремление к постоянному совершенствованию качества знаний – составляющие успешной работы отделения.